Abstract:
В статье рассматриваются особенности работы по обогащению лексического и грамматического строя речи учащихся начальной школы в процессе изучения темы «Имя прилагательное». Сформулированы основные цели и задачи речевой подготовки младших школьников во взаимосвязи с изучением языкового материала. Отмечена важность для решения этих задач изучения имени прилагательного как части речи, с помощью которой можно точно, выразительно, красочно воссоздать картины окружающего мира, охарактеризовать признаки, качества разных предметов. Отмечено, что для обогащения лексического и грамматического строя речи детей необходима специальная работа с использованием разнообразных упражнений. Система таких упражнений описана в статье. Выполняя их, дети учатся выделять имена прилагательные, объяснять, сравнивать их значения, вводить в словосочетания, предложения, тексты. Такой разнообразный учебный материал направлен на обогащение и активизацию словарного запаса младших школьников именами прилагательными, осознание грамматических особенностей слов, относящихся к данной части речи.
Определено, что работа по обогащению лексического и грамматического строя речи учащихся при изучении темы «Имя прилагательное» способствует осознанию младшими школьниками роли прилагательных в речи как слов, делающих высказывание выразительным, ярким, формирует умение использовать имена прилагательные в связной речи, делая ее точной, образной, коммуникативно целесообразной.