Abstract:
В статье сделана попытка системно изложить педагогические взгляды лидера
харьковской школы научной организации труда, директора Всеукраинского института труда Ф. Р. Дунаевского (1887 –1960). Анализируется его работа «Задача просвещения», которая квалифицируется как педагогическая утопия. Она была автором построена как рассказ о Дворце Созидания, топология которого в произведении меняется. В некоторых местах текста речь идет о реальном величественном здании, стоящем в огромном парке, который тоже выполняет воспитательные функции по отношению к самым маленьким. На разных этажах здания располагаются разнообразные учебные аудитории, в которых юноши и девушки обучаются, решая те или иные проблемы. Образование строится согласно концентрической системе. Обучение происходит в соответствии с индивидуальными запросами и в индивидуальном темпе для каждого учащегося. Задачи обучения сливаются с задачами науки. В других местах текста топология Дворца предстает как топология социального института, в котором сливаются задачи образования,
шире просвещения, науки и производства научных инструментов и приборов. Здесь
уже Дворец Созидания стоит воспринимать как метафору широкого социального
движения. Показано, что педагогическая утопия автором не превращалась в технологический социальный проект, так как была предназначена выполнять роль методологического ориентира в конкретных исследованиях в рамках научной органи-
зации труда. Она способствовала выработке гуманистической концепции профессионального подбора. Педагогические воззрения Ф. Р. Дунаевского сложились под влиянием работ А. А. Богданова и Пролеткульта. Они были полемически ориентированы против концепции «социального воспитания», которые в это время разрабатывались под руководством наркома образования УССР Г. Ф. Гринько.