Digital Repository of Luhansk Taras Shevchenko National University

Педагогическая утопия Ф. Р. Дунаевского в контексте эпохи

Show simple item record

dc.contributor.author Кононов, И. Ф.
dc.date.accessioned 2023-04-19T10:50:27Z
dc.date.available 2023-04-19T10:50:27Z
dc.date.issued 2020
dc.identifier.other УДК 37:167.5
dc.identifier.other DOI : 10.12958/2227-2747-2020-2(174)-69-82
dc.identifier.uri http://hdl.handle.net/123456789/9648
dc.description Кононов И. Ф. Педагогическая утопия Ф. Р. Дунаевского в контексте эпохи / И. Ф. Кононов // Освіта та педагогічна наука. – 2020. - №2 (174), - С. 69-82. uk_UA
dc.description.abstract В статье сделана попытка системно изложить педагогические взгляды лидера харьковской школы научной организации труда, директора Всеукраинского института труда Ф. Р. Дунаевского (1887 –1960). Анализируется его работа «Задача просвещения», которая квалифицируется как педагогическая утопия. Она была автором построена как рассказ о Дворце Созидания, топология которого в произведении меняется. В некоторых местах текста речь идет о реальном величественном здании, стоящем в огромном парке, который тоже выполняет воспитательные функции по отношению к самым маленьким. На разных этажах здания располагаются разнообразные учебные аудитории, в которых юноши и девушки обучаются, решая те или иные проблемы. Образование строится согласно концентрической системе. Обучение происходит в соответствии с индивидуальными запросами и в индивидуальном темпе для каждого учащегося. Задачи обучения сливаются с задачами науки. В других местах текста топология Дворца предстает как топология социального института, в котором сливаются задачи образования, шире просвещения, науки и производства научных инструментов и приборов. Здесь уже Дворец Созидания стоит воспринимать как метафору широкого социального движения. Показано, что педагогическая утопия автором не превращалась в технологический социальный проект, так как была предназначена выполнять роль методологического ориентира в конкретных исследованиях в рамках научной органи- зации труда. Она способствовала выработке гуманистической концепции профессионального подбора. Педагогические воззрения Ф. Р. Дунаевского сложились под влиянием работ А. А. Богданова и Пролеткульта. Они были полемически ориентированы против концепции «социального воспитания», которые в это время разрабатывались под руководством наркома образования УССР Г. Ф. Гринько. uk_UA
dc.language.iso other uk_UA
dc.publisher ДЗ "Луганський національний університет імені Тараса Шевченка" uk_UA
dc.subject педагогическая утопия, Ф. Р. Дунаевский uk_UA
dc.subject научная организация труда uk_UA
dc.subject Дворец Созидания uk_UA
dc.subject А. А. Богданов uk_UA
dc.subject Пролеткульт uk_UA
dc.subject социальное воспитание uk_UA
dc.subject Г. Ф. Гринько uk_UA
dc.title Педагогическая утопия Ф. Р. Дунаевского в контексте эпохи uk_UA
dc.type Article uk_UA


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Advanced Search

Browse

My Account